Юрий Элик: "90-е ознаменовались подъемом психоделии"
Обновлено 11/07/2000 в 19:14:09

Юрий Элик - питерский фотограф, которого часто можно встретить с фотоаппаратом в руках на концертах экспериментальной музыки, программист, участник группы "2012".

Юрий Элик - питерский фотограф, которого часто можно встретить с фотоаппаратом в руках на концертах экспериментальной музыки, программист (вебмастер сайтов, посвященных "VedaKi", "Оле Лукойе"), участник группы "2012".

В музыке "2012" достигается соединение визуальных средств и электронной музыки (ambient); также "2012" прибегает к использованию элементов этники, основанной на русском фольклоре. Мы задали Юрию несколько вопросов, касающихся концепций и творческого направления группы и предлагаем вашему вниманию его ответы.

Расскажи, как ты занялся фотографией, как начал снимать музыкантов?

- Сначала фотографировал друзей ("Оле Лукойе"), потом постепенно увлекся процессом - и стал снимать далеко не только музыкантов. Хотя этим до сих пор занимаюсь с удовольствием. Когда музыка нравится (вообще у меня это в большой степени от меломанства).

А больше всего в последнее время занимаюсь абстрактной фотографией - всякие пейзажи и существа, найденные на железках и облупленных стенах. На это меня в большое степени натолкнула работа с "2012" - я стал искать сюжеты, гармонирующие с тем, что мы стали делать - и результаты меня очень заинтересовали.

Группа 2012 осуществляет синтез музыки и визуальных средств. Расскажи о том, как вы пришли к этой идее?

- Ну это, видимо, достаточно индивидуальный вопрос, каждый шел к этому своим путем (хотя, вероятно, каждый из нас может сказать, что привела его к этому вся предшествующая жизнь). Про себя могу сказать, что болше всего на мое участие в "2012" повлиял мой давний интерес к психоделической музыке - и к психоделической культуре вообще.

Для меня очень важен именно этот аспект того, что мы делаем. Ну, и в этом плане, конечно же, идея синтеза очень продуктивна. Нам хотелось бы иметь возможность влиять на человека как можно большим числом одновременных воздействий - представьте себе, например, что в какой-то момент на зрителей налетает порыв прохладного ветра, насыщенного странными ароматами, или в момент кульминации пол под ногами начинает трястись. В принципе это возможно уже сейчас - только сложно и дорого. Но даже то, что мы делаем сейчас - воздействуя только на зрение и слух человека - имеет большой смысл, собственно, через них человек получает основную часть всей поступающей ему информации, можно сказать, это главные органы чувств.

Сама идея такого синтеза далеко не нова. Помнится, я еще подростком с увлечением читал книги про цветомузыку, найденные в родительской библиотеке. В Советском Союзе еще в 60-е годы был целый ряд людей, занимавшихся этим, например, Казанское КБ "Прометей". Те, в свою очередь, своими предшественниками видели Скрябина, Ньютона, чуть ли не древнегреческих философов. Просто сейчас аудио и видео - во многом благодаря развитию компьютерных технлогий - на сегодняшний день стали доступны без специальных студий и огромных денег, что и дает нам счастливую возможность исследовать это направление.

Каковы способы работы в этом направлении?

- Если говорить о технической стороне дела - мы устраиваем представления или инсталляции, где исполняем нашу музыку, сопровождая ее разнообразными световыми эффектами и проекциями на музыкантов, экраны и разные объекты. При этом мы стремимся к тому, чтобы все это взаимодействовало и перекликалось друг с другом, оказывая комплексное воздействие на присутствующих, чтобы они оказались в неком созданном нами психоделическом пространстве. Музыка играется вживую, но с использованием подготовленных заранее материалов. Визуальная часть, соответственно, тоже готовится заранее, а во время представления вживую собирается вместе. Мы используем проекции видео (наши собственные материалы, их готовит в основном Вадик, еще Соня делает очень интересное рисованное кино, иногда берем изображение прямо с видеокамеры вживую), компьютерной графики (в основном разные программы из категории eye candy, я регулярно роюсь в Интернете в поисках таковых) и слайдов (в основном сделанных вручную Соней, она разработала очень интересную технику; меньшая часть сделана традиционным способом - т.е. сфотографированы - мною).

Почему вы называетесь "2012". Это - дата?

- В 2012 году заканчивается календарь майя. То есть это как бы дата очередного конца света. Я думаю, стоит отослать пытливого читателя к идеям Теренса Маккены по этому поводу. Хотя, конечно, возможны разные интерпретации - например, что в проекте в конце концов примет участие 2012 человек, которые выступят в грандиозном представлении в 2012 году.

Революция произошла в 60-х; то, что теперь - состояние "после оргии", как об этом сказал Бодрийяр. Можно ли говорить о продолжении движения, появившегося в 60-х, в настоящее время?

- Для кого как, вероятно, на западе были люди, для кого это действительно было оргией, но для нас, в нашей стране, до оргии было крайне далеко - так, долетали порой порывы ветерка, несущего экзотические, волнующие ароматы, те, кто интересовался, мог путем больших трудов нарыть какие-то крохи информации о том, что там происходило. Ситуация изменилась буквально последние лет десять, раньше такой коллектив, как наш, просто не смог бы существовать. Да и на западе все это далеко не кончилось в начале 70-х - просто это вышло из моды, стало неинтересно для журналистов. Я помню, как меня поразило, когда я в 90-м году, первый раз выбравшись за границу, в Англию, попал на знаменитый фестиваль в Гластонбери. Я знал это название по истории рок музыки - там в начале 70-х выступали "Hawkwind", "Gong" - но никак не мог себе представить, что все это существует до сих пор.

Ощущение было такое, как будто попал лет на двадцать в прошлое, в тот самый Вудсток, который давно уже канул в Лету и был разэксплуатирован шоу-бизнесом. И не мешало даже то, что в музыкальном смысле фестиваль был не самый интересный - было много мэйнстримовой, достаточно коммерциализованной музыки - но сама свободная атмосфера этого громадного (больше 30 сцен) open air, люди, которых я там встречал - некоторые были там еще в том легендарном 71 году, на самом первом фестивале - такого тогда в России и не видели, и не слышали.

С тех пор ситуация еще сильнее изменилась, 90-ые годы ознаменовались новым подъемом психоделической музыки и культуры, возникла куча новых замечательных групп - как на западе, так и на востоке. Масс-медиа не обращают на них особого внимания, но это не особо им мешает, на западе давно уже развилась инфраструктура небольших фанзинов (рекомендую, например, "Crohinga Well" и "Aural Innovations") и лейблов, заказов по почте и фестивалей, которая позволяет им прекрасно существовать, с развитием интернета это стало еще легче.

Мне посчастливиолсь найти прекрасный фестиваль в Германии - Open Air Burg Herzberg , там дух 60х живет и здравствует и по сей день. Там выступают и старые, и новые группы, от "динозавров" "Hawkwind", "Gong", "Faust", "Magma" (их выступление прошлым летом просто потрясло меня), "Iron Butterfly", "Pretty Things" до молодых шведов "Anekdoten", венгров "Korai Orom", немцев "Sunya Beat" и многих других. Прошлым летом мне удалось вывезти туда нашу питерскую группу "Оле Лукойе", моих старых друзей, которая с большим успехом выступила там на главной сцене (следствием этого стала запись нового альбома в Германии, в студии группы Фауст, и приглашение выступить на фестивале еще раз в этом году).

Я думаю, если бы вам удалось там побывать, вы бы не говорили про "после оргии"...

В прододжение предыдущего вопроса хотелось бы спросить, что для вас значат Кен Кизи и "Merry Pranksters", барреттовский "Pink Floyd"?

- Это важные участники той самой психоделической культуры, которую я упоминал выше, так что расшаркиваемся в полном уважении. Вадик, помится, в ответ на аналогичный вопрос упоминал, кроме "проказников" и светового шоу раннего PF, упоминал еще Энди Уорхола с его "Factory", я бы вспомнил еще концерты "Hawkwind" (например, Space Ritual Live), да еще много чего, тема благодатная, и среди музыки тех лет, и среди изобразительных искусств было много чего, что когда-то заинтересовало, отложилось.

Ваша музыка - этакий шумовой амбиент с этническими вкраплениями. Скажи, что значит для вас этника - стиль, предполагающий музыку, не аутентичную традиционной, но скорее - осмысление традиции... Что должен почувствовать слушатель, оказавшись в пространстве между традицией и компьютером?

- Мне кажется, что настоящий фольклор - это то, что живо сейчас, иначе это - не фольклор, а мертвая академическая реконструкция оного. Для нас этника интересна в первую очередь своей глубинной психоделичностью. Собственно, у нас записана пара чисто электронно-шумовых альбомов ("Silvagen" и "Freakuency Modulation"), поэтому можно сказать, что использование этники не является нашим непременным атрибутом. Но, конечно, грешно было бы отказаться от возможности сотрудничества с таким замечательным музыкантом, как Таня Сваха. Мне кажется, она понимает важность традиции как чего-то живого и развивающегося, поэтому ей и было интересно сотрудничество с нами и сплавление фольклора и электроники. В конце концов, в компьютерный век совершенно естественно, что фольклор переплетается (и пользуется) компьютерами и электроникой.

Что нового?

- Последним достижением группы было рождение дочери у Сергея и Сони через 3 дня после нашего выступления на СКИФе, поэтому в деятельности наступил некоторый перерыв, сейчас еще половина группы уехала на гастроли с "Оле Лукойе". Думаю, ближе к осени что-нибудь устроим, планов много. Должна выдти одна наша вещь в Америке, на сборнике фирмы Mother West. В декабре приглашают в Прагу, на фестиваль "Альтернатива".

Федор Адорнов, Максим Хорьков